Идем в 1 класс ( советы педиатра)
Подготовка детей к школе – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
Чтобы ребенок мог удачно обучаться в школе, он к моменту обучения обязан достичь определенного уровня физического и психического развития- т.е. школьной зрелости.
Выделяют медицинские и психолого-педагогические критерии готовности обучения детей к школе.
Медицинские критерии:
1.Уровень физического развития
2.Уровень биологического развития.
З.Состояние здоровья.
Психолого-педагогические критерии:
1.Уровень нервно-психического развития.
2.Чистота звукопроизношения.
З.Уровень школьной зрелости и интеллекта по тестам Керна-Ирасека
Первое углубленное обследование проводится за год до поступления в школу, повторное в год поступления и затем формируется окончательное заключение о готовности ребенка к школе.
Одним из наиболее важных моментов этой подготовки является укрепление здоровья будущего первоклассника, подготовка всех органов и систем организма к нагрузкам в школе.*
Поэтому за год до начала ученого процесса ребенку необходимо пройти полноценный диспансерный осмотр, что позволяет обнаружить «слабые места» и своевременно наметить пути оздоровления и подготовки его к школе:
1.Врач-оториноларинголог поможет определить остроту слуха и восприятия звуков, наличие аденоидов и хронических заболеваний носоглотки
2.Врач-офтальмолог определит готовность органов зрения к нагрузкам, правильность цветоощущения, при необходимости проведет лечение, подберет очки.
3.Врач-невролог оценивает психомоторное развитие, проводит коррекцию.
4.Хирург-ортопед исключает патологию опорно-двигательного аппарата, проводит коррекцию при выявлении.
5.Стоматолог-своевременно проводит санацию полости рта
6.Логопед-оценивает качество звукопроизношения, проводит коррекцию при отклонениях.
7.Психолог уточняет степень функциональной готовности ребенка к школе. Оценивает способность его выполнять задания, при отклонении в психо-неврологическом статусе, совместно с неврологом рекомендуется консультация психиатра.
8.Анализы крови, мочи, кала, соскоб на энтеробиоз.
9.Проведение профилактических прививок, проб Манту.
10.Врач-педиатр- осматривает ребенка, проводит антропометрические исследования, измеряет артериальное давление, оценивает результаты анализов, при необходимости может направить ребенка на дополнительное обследование. У детсадовских детей медицинский осмотр всеми специалистами проходит организованно в детском саду, а у домашних детей в детской поликлинике по месту проживания ребенка.
Готовым к школьному обучению считается, если
1.биологический возраст соответствует паспортному.
2.уровень резистентности высокий или хороший.
З.нет хронических заболеваний.
4.тест Керна-Ирасека от 3- до 5 баллов.
5.нет дефектов звукопроизношения.
б.нервно-психическое развитие без отклонений.
Не готов к обучению, если:
1.биологический возраст не соответствует паспортному.
2.уровень резистентности низкий или очень низкий.
3.наличие заболеваний в стадии не полной ремиссии.
4.тест Керна-Ирасека свыше 10 баллов.
Условно готов к обучению, если:
1.биологический возраст отстает от паспортного.
2.резистентность снижена.
З.имеются функциональные отклонения в состоянии здоровья.
4тест Керна-Ирасека до 9 баллов.
5.1 или 2 дефекта звукопроизношения.
6.начальные отклонения в нервно-психическом развитии.
7.имеются трудности в усвоении программы.
Детям, условно готовым и не готовым к обучению при первом обследовании назначается комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий и коррекции выявленных отклонений.
Большое внимание следует уделять физическому развитию ребенка. В детском саду дети, как правило, системно занимаются физкультурой и в школе особых проблем с этим не испытывают. А у домашних детей физическая подготовка часто «хромает» и к 6-7 годам дети не владеют необходимыми навыками. Поэтому в домашнем воспитании родителям необходимо обратить внимание на физическое воспитание и ежедневно заниматься по 15—20 минут физкультурой.
Для улучшения адаптации к школе, в течение года перед школой, ребенка необходимо постепенно перевести на новый режим дня, приближенный к школьному.